МКОУ Куминская СОШ

628205, Тюменская область, ХМАО-Югра, Кондинский район, пгт. Куминский, ул. П. Морозова, 7

 

 

Профилактика семейного неблагополучия

  

Памятка для родителей «Как защитить ребенка от групп смерти»

Уважаемые родители, возможно, сейчас, когда вы читаете эти строки, ваши дети общаются в «группах смерти» ВКонтакте, где их подталкивают и подстрекают к совершению суицида.

 Вы думаете, что вашего ребенка это не коснется? Увы, многие папы и мамы детей, ставших жертвами суицидальных групп, тоже ничего не подозревали. Их дети не выглядели подавленными, не пытались замкнуться, у них не было проблем в семье и школе. И только после их гибели родители узнали настоящую причину трагедии – у детей была другая, тайная жизнь ВКонтакте, тайные друзья и группы, в которых их день за днем приучали к мысли, что мир полон зла, никто никому не нужен, жизнь – сплошные мучения, любви не существует. И что суицид это освобождение от страданий и обретение новой жизни в лучшем мире.  

ВКонтакте сегодня действуют сотни подобных групп. По сути это разветвленная и очень опасная киберсекта. И прямо сейчас вы должны сделать все от вас зависящее, чтобы обезопасить своих детей. Дорог каждый день, каждый час. Завтра может быть поздно.

В этой памятке мы расскажем, на какие моменты нужно обратить внимание, чтобы понять, находится ли ваш ребенок в опасности.  

Шаг первый: найти страницу ВКонтакте

Для начала вам необходимо зарегистрироваться ВКонтакте, поскольку многие страницы открываются только после входа в сеть. После этого нужно набрать в строке поиска имя и фамилию сына или дочери, затем уточнить параметры поиска: «пол», «возраст», «страна», «город», «школа» (фото 1) и т.д.  При этом важно помнить, что дети, а особенно подростки очень ранимы. Они тщательно оберегают свое «Я» и не терпят вторжения взрослых в личную жизнь, поэтому нужно действовать деликатно, по принципу «не навреди».   

Шаг второй: хештеги

Проверьте присутствие на странице хештегов - специальных меток со значком #, с помощью которых дети сигнализируют организаторам суицидальных групп о готовности вступить в игру. Недавно администрация ВКонтакте по многочисленным требованиям общественности заблокировала большое количество хештегов (#f57#морекитов#тихийдом#хочувигру#млечныйпуть#няпока и т.д.), однако появляются новые. Как правило, с намеренно пропущенными буквами. Обычно хештеги стоят после коротких стихотворных посланий.

(фото 2, 3)

Шаг третий: видео и аудиозаписи

Изучите разделы «видео» и «аудиозаписи» (рис 3). Нет ли там подозрительных роликов о «Тихом доме», РинеПаленковой и других детей, совершивших суицид, сцен насилия, записей трансляций реальных суицидов и т.д. Прослушайте аудиозаписи групп и исполнителей, особенно тех, чьи названия вам ничего не говорят. В последнее время ВКонтакте появилось очень много маргинальных рэп и рок-исполнителей, которые призывают слушателей  «выпиливаться», резаться, вешаться и т.д.   

Шаг четвертый: фотографии

Изучите фотографии и картинки на странице,  особенно в альбоме «Сохраненные фотографии».  

Особую тревогу должны вызывать:

·         картинки с подписями, в которых ключевыми словами являются  «одиночество», «предательство», «боль», «надоело», «сдохнуть», «умирай», «вскрывайся», «зависай».Часто фоном для них служат депрессивные пейзажи, панельные многоэтажки, мосты, лестницы, поезда, рельсы, окна и т.д.  (фото 4, 5, 6

·        

·         Подписи к фотографиям в форме высказываний, обесценивающие такие понятия как любовь, уважение, дружба, доверие, семья и т.д. Например:

·         «Чем шире ты раскрываешь объятья,  тем проще тебя распять»,

·         «Потеряв доверие к одному, сомневаешься во всех»,

·         «И каждый день одно и то же», «Делай вид, что живешь»

·         «Нас всегда заменяют другими», «Никому нельзя доверять»,

·         «Чувствуешь себя опустевшим? Ты просто отдал всего себя и остался ни с чем», «Я любил тебя по-настоящему, а ты предала меня». 

·         «Пора понять, что все люди – твари, которые пользуются тобой»,

·         «Ни к чему нельзя привыкать», «Не ныряй в человека. Захлебнешься»

·         изображения рук, протянутых вдаль, лиц, прикрытых ладонью;

·         лезвий, ножей, веревок, крыш, падающих людей, виселиц, таблеток, ножей, пистолетов и прочих атрибутов суицида;  

·          летающих китов, различных оккультных и сатанистских символов, пентаграмм, различных вариаций числа 666, планет (фото 7, 8, 9, 10) и т.д.;

·        

·          часов, показывающих время 4:20;

·         известных подростков-самоубийц: РиныПаленковой, Дениса Муравьева и др.;

·         порезанных или проколотых булавками или иглами частей тела, рук, языка, губ, а также синяков, ссадин и т.д.

Фотографий может быть очень много, до 10 000, тем не менее, не поленитесь и просмотрите как можно больше,  потому что подростки стараются спрятать суицидальные картинки поглубже, чтобы осложнить их поиск.    

Шаг пятый: интересные страницы

Это страницы людей и групп, на которые подписан ребенок. Таких групп может быть много (фото 11).

 Как определить, какая из них является опасной? Придется потрудиться, поскольку за вполне нейтральным названием вроде «Моя душа» или изображением на аватаре милого животного может скрываться группа пропагандирующая суицид.  Особое внимание нужно обращать внимание на группы:

·          со словами в названиях: «тихий дом», «киты», «море», «смерть», «мертвый», «суицид», «подростки», «грусть», «выход», «ад»,  «4:20», «разбуди», «шрамы», «порезы», «вены», «кровь» и т.д.;

·         с названиями на английском и любом другом языке, в том числе с иероглифами, ивритом, арабской вязью, санскритом, любых других экзотических языках и т.п.;

·         с изображением оккультных и сатанистских символов и знаков;

·         тематические группы, посвященные книгам «50 дней до моего самоубийства», «Сказка о самоубийстве», либо культовым в этой среде фильмам, например, «Зал самоубийц», «Девственницы-самоубийцы» и др.;

·         тематические группы, посвященные подросткам-самоубийцам и подросткам-преступникам;

·         группы, пропагандирующие расизм, неонацизм и фашизм; 

Шаг шестой: друзья и подписчики

Обратите внимание на список друзей вашего ребенка. Опасным  сигналом является наличие в нем фейковых (фальшивых) страниц. Как отличить фейки от страниц реальных пользователей? У фейков на аватаре нет личных фотографий (фото 12).

 В разделе о себе - минимум данных. Они имеют вычурные имена и фамилии: Август(ина), Октябрина, Фридрих, Ада, Рейх, Лис, Кот, Кит,  Вайс, Тян, Енот, Шрам, Штерн, Штольц, Шульц, Сетх, Холод, Верховный(ая), Каспийский(кая), Топский(кая), Смертин(а) и т.д.

Если вы выявили среди друзей вашего ребенка подозрительного «друга», нужно зайти на его страницу и проверить наличие суицидального наполнения: хештеги, тексты, мемы, фотографии, аудио и видеозаписи. Если вы обнаружили признаки увлеченности суицидальной романтикой на страницах реальных друзей вашего ребенка,  попытайтесь связаться с их родителями. Возможно, это поможет предотвратить беду.

Просмотрите также всех подписчиков вашего ребенка. Особенно если среди них есть взрослые люди. Проверьте подозрительные страницы на содержание противоправного контента.

Понять круг интересов и общения ребенка можно с помощью раздела «новости» (расположен сразу под фотографией обложки страницы и строкой «добавить в друзья» фото 13).

Кликнув на него, вы сможете увидеть обновления страниц друзей и групп, на которые подписан ваш ребенок.             

Шаг седьмой: если ребенок зарегистрировался под вымышленным именем

С этой проблемой столкнулись многие родители, чьи дети стали жертвами суицидальных групп. Однако можно попытаться найти вторую  страницу среди друзей и подписчиков ребенка на его «официальной» странице. Вторую страницу также можно поискать в списках друзей у его одноклассников, или на странице школы и класса (фото 14).

 Сейчас практически у каждого учебного заведения есть свои страницы ВКонтакте.  

Сохраняйте здравомыслие

Помните, ребенок может разместить мрачные мемы, картинки, песни и видео просто из любопытства или потому что это модно, при этом он вовсе не помышляет свести счеты с жизнью. Однако если таких картинок слишком много, то это повод серьезно задуматься о его душевном благополучии. Если вы столкнулись с реальной угрозой, необходимо связаться со специалистом.    

Телефон доверия - служба психологической помощи 8-800-2000-122/ Для России бесплатный телефон доверия 8-800-333-44-34

Берегите себя и своих близких!

·         Лиза Старшинина 

 

Подросток и депрессия

Тяжелые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая, в свою очередь, может привести к возникновению суицидальных намерений. Для подросткового возраста это особенно характерно, так как ключевым аспектом этой проблемы являются эмоциональные расстройства. Действительно, у большинства страдающих депрессией плохое настроение доминирует в общем состоянии, однако это не всегда так. Именно у подростков можно достаточно часто встретить отсутствие субъективного переживания страдания даже при острых кризисных состояниях.

При слабой выраженности аффективного компонента наличие депрессии можно распознать по определенным схемам мышления и реагирования, физическому состоянию, стереотипам связей с другими людьми и по иным механизмам, проявляющимся у человека. Это затрудняет диагностику депрессии.

Для понимания подростковой депрессии важно окружение, в котором формируется личность, поскольку оно влияет на характер восприятия жизни (склонность преувеличивать или преуменьшать переживания), систему ценностей и собственный взгляд на мир.

Роль подростка в семье, семейная система ценностей, ожидания, шаблоны общения и решения проблем имеют принципиальное значение для формирования собственной ценности и способа восприятия мира. Депрессивная модель мира часто формируется на основе семейных ценностей.

Непонимание между родителями и детьми ведет к депрессивности обеих сторон, но в большей степени депрессивность проявляется на младшем поколении. Это объясняется тем, что родители — сформировавшиеся личности с устойчивой психикой, в отличие от ребенка, в котором через край бьет юношеский максимализм. Для юношей значимой является враждебность в отношении родителей к подростку. С депрессивностью юношей явно связана и директивность отца. Для девушек же наиболее существенной оказывается непоследовательность линий воспитания, проводимых матерью.

Что же такое депрессия? Утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние. Все это можно назвать одним словом — депрессия.

Она определяется как аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. В этом состоянии человек испытывает мучительные переживания, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, происшедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности.

Депрессивный синдром у детей протекает так же, как и у взрослых. Превалирует либо дисфорическое настроение (обычно депрессивное), либо потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие. Для постановки диагноза должны присутствовать дополнительные признаки депрессивного эпизода, и симптомы должны проявляться почти каждый день не менее чем в течение двух недель. Часто отмечаются: потеря аппетита, изменение веса тела, усталость. У ребенка изменяется потребность в сне: возникают бессонница либо сонливость. Также возможно изменение психомоторной активности. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации, испытывать чувство никчемности и вины (часто нереальной). Это иногда сочетается с навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками.

Другими критериями депрессии являются: социальная замкнутость, снижение успеваемости, изменение отношения к школе, агрессия, соматические жалобы, мания преследования.

Депрессия у детей может маскироваться такими симптомами, как нарушение поведения, гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе, соматические симптомы. В предпубертатном возрасте тревога разлуки может появиться или усилиться во время основного депрессивного эпизода. Для подростков характерны беспокойство, брюзгливость, негативистское, антисоциальное или агрессивное поведение. Подросток может стать угрюмым или избегать контактов в семье или в других сферах жизни. Он может казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно в общении со сверстниками. Подросток в таком состоянии подвержен алкоголизму, токсикомании. Он перестает интересоваться своей внешностью и успеваемостью в школе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: именно депрессивное состояние подростка может повлечь за собой серьезные, опасные и непоправимые последствия.

По некоторым данным, на психопатии падает 20–30% суицидов и попыток, а все остальное — на так называемые «подростковые кризисы».

В рамках кризиса периода взросления подростки жалуются на депрессивное состояние, вызванное тем, что их никто не понимает, что они одиноки, не нашли своего места в жизни, не заслуживают уважения, не имеют собственного Я и пр.

При сгущении симптомов всё это ведет к проявлениям сильных депрессивных состояний. По данным Х. Ремшмидта, осложненное и бурное протекание процесса взросления в форме кризисов наблюдается у 20% подросткового населения. Следовательно, опасность возникновения суицида у этой части подростков необходимо постоянно иметь в виду. Кроме того, полезно знать, что именно подростковой возрастной группе свойственны различные типы суицидального поведения.

Нужно иметь в виду, что самоубийству предшествует пресуицид, включающий две фазы.

Предиспозиционная фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека (период поиска «точки опоры»), но эта активность не сопровождается суицидальными исполнительными действиями. По мере того как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Суицидент остро ощущает невыносимость существования и предположительно констатирует отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируются механизмами защиты. Еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.

Собственно суицидальная фаза начинается, если суицидент не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки, и длится вплоть до покушения на свою жизнь. На этом этапе происходит углубление дезадаптации: у человека возникают суицидальные мысли, а позднее и обдумывание способа самоубийства.

Внимание!!! На этом этапе усилия психолога и педагогов по предотвращению самоубийства, как правило, малоэффективны. Необходимо вмешательство врача-психиатра.

Считается, что суицидом подросток пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти от травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидальное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния.

Именно у подростков суицидальное поведение может стать подражательным, так как они копируют образцы поведения, которые видят вокруг себя, которые им предлагают TV, массовая литература. Особенно характерна подражательность для незрелых, внушаемых субъектов.

Предпосылками аутодеструктивного поведения являются апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы. Однако наличие психотравмирующей ситуации — недостаточное условие для осуществления суицида. Вторая составляющая — личностные особенности суицидента.

Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющих ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

У подростков суицид чаще встречается при таких типах акцентуаций характера, как истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности.

Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

У подростков возникновение суицидального поведения связано с трудностью решения серьезнейшего вопроса подростничества — «я и другие».

Х. Ремшмидт выделяет следующие характеристики подросткового возраста, которые затрудняют диагностику и психотерапию. Это отсутствие мотивации к каким бы то ни было обследованиям своего здоровья; склонность отрицать наличие болезненных проявлений или недооценивать их; общее отрицательное отношение к официальным учреждениям, авторитетам, миру взрослых; сложные отношения подростков с родителями или другими референтными личностями, от которых исходит инициатива обследования; незаинтересованность в лечении и недоверие к тем, кто стремится им помочь (врачам, психологам, социальным работникам).

Эти характеристики важно иметь в виду при работе с депрессивными состояниями у подростков, переживающих кризисы периода взросления.

Профилактика юношеских депрессий, по мнению И.С. Кона, заключается не в избегании конфликтных ситуаций — это просто невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Тем не менее все это смертельно серьезно и требует чуткости и внимания учителей, родителей и психологов-консультантов, а раннее распознавание симптомов депрессии — важный фактор предупреждения непоправимых последствий.

Симптомы депрессии у детей и подростков

• Дисфория, или потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие.

• Изменение аппетита и веса тела.

• Потеря энергии.

• Изменение продолжительности сна.

• Изменение психомоторной активности.

• Чувство собственной никчемности или вины.

• Мысли о смерти.

• Суицидальные намерения или попытки.

• Социальная замкнутость.

• Снижение успеваемости или изменение отношения к школе.

• Несвойственная раньше агрессивность.

• Соматические жалобы.

• Ожидание наказания.

Заметив признаки депрессии у подростка необходимо усилить индивидуальную работу с ним, обратиться к специалисту.

Должны насторожить словесные заявления подростка: «ненавижу жизнь»; «всем будет лучше без меня»; «мне нечего ждать от жизни»; «они пожалеют о том, что они мне сделали»; «не могу этого вынести»; «я стал обузой для всех»; «я покончу с собой»; «никому я не нужен»; «это выше моих сил».

 

 

 

 

Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

1) Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2) Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе "без родины и флага" чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3) Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. При этом  возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4)  Дисгармония в семье.

5) Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

    6) В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

70% подростков, в качестве повода, толкнувшего их на попытку  суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но причиной является как правило  неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок  проводит значительную часть своего времени.

7) Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. 

Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Ее основным симптомом является потеря возможности получать удовольствие и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни, которые раньше приносили счастье. Поступки и настроение как бы выдыхаются и становятся безвкусными. Психика лишается сильных чувств. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой, порой беспрестанной речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе. Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Она может наступить в годовщину утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.

Важно помнить, что почти всегда можно найти физиологическое и психологическое объяснение депрессии. Депрессия не обязательно обозначает, что человек находится в состоянии психоза или испытывает суицидальные намерения.

Подавляющее большинство людей, испытывающих депрессивные состояния, не утрачивают связей с реальностью, заботятся о себе и далеко не всегда поступают на стационарное лечение. Однако, когда они решаются на попытку самоубийства, ими овладевает отчаяние. Несмотря на это, существует достаточно «нормальных» людей с депрессивными переживаниями, которые не заканчивают жизнь самоубийством.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

 

 К «группе риска» по суициду относятся подростки:

- с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;

- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

- с затяжным депрессивным состоянием;

- сверхкритичные к себе подростки;

- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;

- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

- из семей, в которых были случаи суицидов.

 Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида

- потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней,

- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),

- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,

- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти,

- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,

- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку»,

- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы,

- погруженность в размышления о смерти,

- отсутствие планов на будущее,

- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Признаки готовящегося самоубийства

О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.

1. Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание. Человек мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

2. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

3. Внешняя удовлетворенность — прилив энергии. Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

4. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

5. Словесные указания или угрозы.

6. Вспышки гнева у импульсивных подростков.

7. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома.

8. Бессонница.

 

Возможные мотивы

Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).

Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.

Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

 

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:

- эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

- выраженное чувство долга, обязательность;

- концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

- убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

- наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

- наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

- психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

- наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

- проявление интереса к жизни;

- привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

- уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

- планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

- негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.

Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.

 

Профилактика суицидов

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые!

Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.

И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Памятка родителям по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из дома

 

Основные причины самовольных уходов из дома:

1.  Недостаточный контроль над поведением несовершеннолетних со стороны родителей или иных законных представителей;

2.  Отсутствие интереса родителей к проблемам их детей;

3.  Незнание родителями друзей, товарищей, приятелей – всего круга общения их ребенка.

 

Родитель должен знать,  как предупредить  самовольный  уход из семьи ребенка:

1.  Построить с ребенком доверительные отношения.

2.  Интересоваться проблемами, увлечениями, кругом друзей своего ребенка.

3.  Организовать досуг ребенку с учетом его пожеланий и интересов.

4.  Создать благоприятный климат в семье.

5.  Объяснить ребенку о возможностях  бесплатного анонимного телефона доверия (8-800-2000-122), позвонив по которому психологи  обязательно помогут разрешить проблемы   и родителям, и детям.

6.  Если Ваш ребенок не делится с Вами своими проблемами, Задумайтесь! Не только над его поведением, главная проблема – в воспитании!!! Ваши дети - это Ваше будущее!!!

Родитель должен помнить, если в семье случилось несчастье, ваш  ребенок ушел из дома, то необходимо:

1.  Организовать первоначальные розыскные мероприятия – созвониться с друзьями и знакомыми своего ребенка, а также родственниками посетить по месту жительства, проверить места возможного его нахождения, где обычно гуляет.

2.  Если первоначальные поиски не принесут положительного результата, обратиться в полицию с заявлением о розыске.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Почему дети самовольно уходят из дома?

 

Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже обеспеченной.

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.

Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.

 

Основные причины самовольного ухода подростков из дома:

Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше

 

Одна из задач развития детского возраста - исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

 

Профилактические меры:

 

1. Организуйте свободное время ребёнка, в котором ему представится возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т. д.

 

- Переживание «драйва»

 

Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».

Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем.

К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.

 

Профилактические меры:

 

1. Стимулируйте ребёнка участвовать в соревнованиях, походах, играх и т.д., где детям предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого «драйва»), преодоления собственного страха. Конечно, переживание подобного полезного «драйва» легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение.

 

-Скука

 

Скука - это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например, мы относимся к депрессии. Чем может быть вызвано такое состояние? Чаще всего скука это следствие какой-либо из описанных ниже причин:

1. Отсутствие смысла жизни

-полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;

-тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);

-чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть - у него всегда всего слишком много;

-чрезмерной критичности взрослых.

2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: в уважении, любви, принятии значимых людей.

3. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.

4. Неразвитость творческих способностей - творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением; когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

 

Профилактические меры:

 

1. Создайте условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.

2. Научите ребенка мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях. Создайте ситуацию успеха.

3. Развивайте лидерские качества, уверенность ребёнка в себе.

4. Развивайте в ребёнке творческие способности.

5. Научите ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги

 

- Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»)

 

Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

 

Профилактические меры:

 

1. Развивайте в ребёнке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

2. Научите ребёнка эффективным моделям противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

3. Развивайте в ребёнке физическую силу.

4. Развивайте в ребёнке умение общаться.

-Протест против родителей

 

Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.

Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически, подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.

 

Профилактические меры:

 

1. Моделируйте условия, метафорически воссоздающие жизненные ситуации, обращайте внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок.

?

2. Научите ребёнка самоанализу своих желаний и выборов: «Для чего я это делаю?»

 

3. Научите подростка не агрессивному и в то же время уверенному отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

 

-Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей)

 

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.

 

Профилактические меры:

 

1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений - в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.

2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.

3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу?

 

-Замкнутый круг

 

Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие».

Мы начинаем отвергать новые качества подростка, желаем вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест.

Довольно часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку человека. Поэтому мы неадекватно реагируем на поведение подростка только для того, чтобы поддержать свою положительную самооценку.

Мы совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому, что не всегда знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.

Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с мнением ребенка.

Другая причина ухода ребенка от родителей - несправедливое наказание, неадекватное их проступку. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Так круг замыкается.

Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть, выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.

 

Чтобы избежать ненужных конфликтов и ухода детей из дома, старайтесь соблюдать следующие правила:

 

- Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы погулять во дворе. Не забывайте - он еще ребенок.

- Если кто-то жалуется на поведение вашего ребенка, не спешите сразу его наказывать, выясните мотивы его поступков.

- Выбирайте наказание, адекватное проступку.

- Не наказывайте ребенка из-за того, что у вас плохое настроение или «для профилактики».

- Будьте внимательны и справедливы к своим детям, решайте вместе их проблемы, и тогда ваш ребенок вряд ли убежит из дома.

Когда ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим, прежде всего, хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, контроль, то теперь родительская любовь проявляется в принятии и поддержке его как личности, самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою жизнь.

 

Три важных шага:

 

1. Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам

 

Откажитесь от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в данном конкретном случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?»

 

2. Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком

 

Мы можем это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая частица самой природы, и у нас есть драгоценная, но мимолетная возможность наблюдать, как она развивается. Даже когда мы видим, что ребенок идет в сторону неприятных, болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации – просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям произойти.

 

3. Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка

 

Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими убеждениями и нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая этого, мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями истинность своих

же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок изначально наделен положительными качествами, способен принимать верные решения и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем поддерживать его в этом. Тогда наша любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.

Говорят: «от хороших родителей дети не убегают. Наверное, хорошие родители - это те, кто способен так построить свои отношения с ребенком, чтобы избавить его от различных разочарований».

 

Памятка

на случай кризисных ситуаций, связанных с пропажей детей

 

Действия законных представителей детей по предупреждению самовольных уходов, в том числе пропажи детей.

1. Располагать информацией о местонахождении ребенка в течение дня;

2. Не разрешать несовершеннолетним находиться без присмотра взрослых позднее 22 часов в зимнее время, и не позднее 23 часов в летнее время;

3. Обращать внимание на окружение ребенка, а также контактировать с его друзьями и знакомыми, знать адреса и телефоны;

4. Планировать и организовывать досуг несовершеннолетних.

5. Провести с детьми разъяснительные беседы на следующие темы:

- что необходимо делать, если возник пожар;

- безопасность на дороге, в лесу, на воде;

- общение с незнакомыми людьми;

- нахождение дома без взрослых и т.п.

6. Сделать несмываемые метки на одежде ребенка, содержащие информацию о нем для облегчения поиска в случае пропажи.

 

Действия законных представителей детей

в случаях самовольных уходов, в том числе пропажи детей:

 

Законным представителям необходимо:

1. При задержке ребенка более часа от назначенного времени возращения:

- обзвонить друзей, знакомых, родных, к которым мог пойти ребенок;

- обзвонить близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.

2. В случае не обнаружения ребенка после выполнения действий п.1 сделать письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.

3.При обнаружении пропавшего ребенка сообщить в органы полиции об его возвращении.

 

 


 

 

 

 

Воспитание в труде.

 

Методические рекомендации родителям по воспитанию ребенка без физического наказания, по защите детей от жестокого обращения.

 

Памятка для родителей "Нет - жестокому обращению с детьми!"

 

Факторы риска насилия и жестокого обращения с детьми. 

 

Дата последнего обновления страницы 09.08.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»